Пиня Гойфман
Пиня Гойфман.
Фото Владимира Емца

Историческая справка
Шестнадцати лет оставил Василий родительский дом и ушел ругатися по миру. Нагой зиму и лето, без крова и пристанища, кроме церковных папертей,  нес он крест отвержения от всего, включая и самого себя. Говорил мало, не поучал словом,  преимущественно иносказательно, образно, а главное, своим собственным видом.В 1547 году предсказал страшный пожар московский, от которого сгорели оба города, старый и новый, храмы, дворец великого князя...  Проходя по улицам, обнимал и со слезами целовал углы домов, в которых происходили пьянки, и кидал камнями в стены домов, в которых жили интеллигенты. Спрошенный о причине такого странного поведения, юрод объяснил, что видит ангелов, изгнанных из домов разгулом греховным, сидящих снаружи домов и плачущих. Вне дома благочестивых, напротив того, сидят бесы, которых он и отгонял прочь. На пиру у царя Василий, который получил к тому времени приставку Блаженный, поднесенное ему, как знак особого почета, вино с царского стола два раза подряд вылил за окно. Разгневанный Иван Грозный потребовал объяснения, и блаженный ответил, что заливал пожар в Великом Новгороде, причем он назвал горевшие концы. Царь немедленно послал нарочного гонца в Новгород, который, вернувшись, подтвердил сказанное блаженным Василием и прибавил, что жители видели нагого человека, заливавшего и прекратившего пожар. Известен его разговор с Иоанном Грозным. При выходе из церкви Царь спросил блаженного, почему он не был у литургии. Ответ юродивого должен был смутить Царя - блаженный Василий сказал ему: "И ты был не во храме, а на Воробьевых горах". Оказывается, что Иоанн за службой церковной думал о постройке дворца на Воробьевых горах. Перед смертью тяжко больного 88-летнего блаженного посетил Иоанн с царицей Анастасией и детьми Иоанном и Федором. Последнему юродивый предрек: "Все достояние прародителей будет твоим - ты наследник". Так и сбылось. Много лет позднее Иоанн в запальчивости убил старшего сына Иоанна, и Федор наследовал царство. Царь с боярами нес гроб почившего блаженного, митрополит Макарий с собором духовенства отпевал погребение его. Тело его, не зарытое в землю, соответственно поверью народному, положенное в лесу и прикрытое берестой, было найдено тридцать лет спустя, нетленным, испускающим свет. Это все, что известно о нем.

Юродивые
Художник Игорь Танаев

О самарских юродивых прошлого известно совсем немного. Лишь в памяти старожилов Самары сохранились какие-то воспоминания. В 1940-60 -е годы на роль главного самарского юрода претендовал некий Пиня Гойфман.  И как ни странно, он пользовался всеобщей симпатией жителей старой части города. Старичок небольшого роста в любое время года носил теплое пальто неопределенного фасона темно-серого цвета. Передвигался очень медленно, потому что всегда держал при себе все свое имущество. Иногда, чтобы груз был не слишком легким, подкладывал в сумку кирпичи. Кондукторы  городского транспорта были снисходительны к нему и разрешали Пине ездить бесплатно. В петлицы своего грязного пальто он вставлял старые автобусные, трамвайные билеты и номерки от банных тазов. Часто вел беседы на улицах. В собеседники, как правило, выбирал женщин. Очень любил свистеть, привлекая тем самым к себе внимание окружающих. Когда своим свистом он начинал доставать прохожих, его прогоняли. В ответ на это Пиня начинал "плеваться", попадая из-за отсутствия зубов только на самого себя. Пиню никто не трогал. Если же кто-то сильно обижал убогого, то тут же находились защитники, которые давали по шее Пининым обидчикам. Многие жители старой части города подкармливали Гойфмана, потому голодным он никогда и не был. Юродивый получил приют в синагоге, что на Чапаевской. После того, как санэпидстанция запретила ему там находиться, его отправили в дом для престарелых под Сызранью, где он вскоре и умер.Другая известная самарская юродивая Мария Петровна Саркисова, по кличке "кислый лимон", отличалась своей агрессивностью. Когда мальчишки приставали к ней,  она замахивалась на них палкой, плевалась, ловила их и била. При этом проклиная детей самыми последними словами. "Лимониха" была очень азартным человеком. Со всего города к ней приходили играть в азартные игры (в карты, в домино, в лото). Играли всегда на деньги. В случае своего проигрыша Саркисова шла к Казанскому собору просить милостыню. У простых прохожих "кислый лимон" вызывала неприятные чувства. Сморщенная армянка, небольшого роста, со страшным лицом, которое все было покрыто бубонами, отпугивало всех без исключения. Она умела хорошо говорить. Если у кого-то брала что-то взаймы, всегда клялась честью. Что, неудивительно. Её родная вполне нормальная сестра преподавала в мединституте.В 1956 году, переходя дорогу перед своим домом на улице Л.Толстого, она погибла, попав под троллейбус.Другая юродивая, по кличке "Блям-блям", отличалась от лимона хорошим поведением и слишком длинными речами. Старушка-еврейка побиралась по городу и на мальчишек не обращала никакого внимания.А вот бывшая балерина Ольга Свинцицкая (Столбовая) уже из новой Самары, которая проводила свое свободное время у ларьков, что на пересечении Красноармейской и Галактионовской, очень любила, когда на неё обращали внимание. Артистка все ж... Ольга Стефановна утверждала, что помимо балетных пируэтов умеет делать ещё кое-что. А умела она колдовать и обожала, когда ее называли колдуньей. На пропитание Оля зарабатывала танцами у ларьков. На ее кренделя все реагировали по-разному. Некоторые смеялись над ней и давали танцовщице денежку. Другие же или звали «с собой» или кричали что-то обидное вслед. Все ларёшники любили её и уважали. Давали ей взаймы денег, иногда просто наливали 100 грамм для разогрева перед танцами. Зимой Ольга жила на чердаках. Летом - на кладбище. И мертвые, по её признанию, нисколько не страшны были ей. Больше она боялась живых. А о маньяках она старалась не думать. Спала Ольга прямо на могилках, предварительно расстелив чего-нибудь.  Никто никогда не видел её в грязной одежде. Она всегда была при шляпке. Не забывала и о макияже. Многие поговаривали о её благородном происхождении. Но происхождение не волнует милицию, потому блюстители порядка так часто забирали Ольгу, сильно избивая беззащитную женщину, которая и мухи-то в своей жизни не обидела. Как-то стражи порядка хотели повесить на танцующую даму нераскрытое убийство какого-то бомжа, которого кто-то задушил.  Но потом, разобравшись, решили, что задушить мужика одной рукой балерина не могла, так как вторая из-за травмы у неё очень плохо действует. Больше 10 лет Ольга пропала. Многие думают, что с ней что-то приключилось. Некоторые поговаривают, что она умерла.Другой юродствующий, бывшая завсегдатаем улицы Ленинградской, танцующая Эвридика. Ида, так зовут её на самом деле, даже в 30-градусный мороз танцевала в испанском наряде без шапки, на огромных каблуках. В руках у Иды были майонезные крышки, которые ассоциировались у танцующей видимо, с кастаньетами. Бабульки, торгующие здесь же семечками, проявляли заботу и интересовались у Иды: «Как же ты без шапки. Замерзнешь, ведь!" На что Ида отвечала, что мозги, мол, не её. Их забрали пришельцы из космоса. У Иды много врагов. Одна из них сама Алла Борисовна Пугачёва, которая забирает у танцующей Эвридики красоту. Правда, замечает при этом, что ругать её нельзя. Так как Пугачева в магическом мире выше её по званию. Вскоре Эвридика танцевать перестала. Свое местонахождение она сменила. У входа в один торговый центр она показывала прохожим кукольный театр. Вначале её театр назывался театром Петрушки, потом театром вечности. Теперь театром гадания. Куклы гадают на картах, предсказывая желающим судьбу. Правда, не бесплатно. Ида берет за гадание деньги. Летом Ида любит прогуливаться по набережной предлагая страждущим свое гадание.Многие поговаривают, что 40-летняя Ида сдвинулась 30 лет назад при неудачном поступлении в столичный театральный институт. Другие считают, что она совершенно нормальная. Только имидж у неё понимаете, такой. Очень болезненно Эвридика реагирует на насмешки, всегда огрызаясь на них. А однажды пристала к одному крутому парню из "линкольна". Доказывая ему, что в искусстве он ни бум-бум. Вообще ничего не соображает. Самарский юрод, по прозвищу Гоголь, получил подобную кличку за внешнюю схожесть с классиком. К тому же этот господин не снимает свое длинное пальто даже летом и от людей старается держаться подальше, чтобы те не вспугнули его и без того беспокойные мысли.Бабка-паутинка, бродившая до недавнего времени по Полевой, малообщительная, но внимание людей привлекала не меньше, чем все остальные. Вся её одежда чем-то напоминает кокон личинки. Только вот бабочки из неё пока не вылетают. Некоторые говорят, что раньше она занималась рукоделием и потому, все вещи, доставшиеся по наследству, тщательно зашивала и носила их, пока они вновь не порвутся. Многие люди, видя столь необычный наряд, жалели ее и потому давали бабке-паутинке деньги. За что другие бабки-торговки упрекали её в чрезмерной хитрости. Что, мол, своими заплатками вызывает у всех жалость, а у них из-за этого товар никто не берёт.Немолодой мужчина получил кликуху Дзержинский за то, что во всем пытается походить на железного Феликса. У самарского Дзержинского в кожаной сумочке всегда при себе рация, которую он нашел на одной из самарских свалок.  Если на улице вдруг забибикает машина, он достаёт рацию и вкрадчивым голосом говорит: "ВЧК слушает..." А в ответ тишина... Одни утверждают, что его отец пострадал в годы массовых репрессий. Другие говорят наоборот, что его дед работал в органах. И уроки деда не прошли столь бесследно для неокрепшей психики внука, и именно из-за этого он повернулся.

Юродивые
Художник Игорь Танаев

Лев Иванович Майоров частенько бывает на вокзале. Утверждая при этом каждому встречному, что его родная дочь не кто-нибудь, а сама погибшая актриса театра и кино Елена Майорова, которая родилась, по его версии, почему-то на Дальнем Востоке. Философия жизни и предсказания Майорова привлекают к себе людей. А те, в свою очередь, одаривают философа или водочкой, или консервной банкой.Но не все юродствующие голодны и ищут лакомый кусочек. Ирина любила привлекать взгляды людей по-своему. Более двадцати лет назад, когда в день советской конституции самарские неформалы шествовали по набережной Волги, свой протест в защиту существующей власти она изложила по-своему. Спросила разрешения у толпы. Нельзя ли ей потанцевать. Голой. Так как о стриптизе в то время знали лишь понаслышке, решили сопроводить Ирину для выяснения личности в ближайшее РОВД. А жаль. Получился бы стриптиз. Политический.Не все юродивые танцуют. Многие поют. Некий Саша П., который хорошо поставленным голосом любит распеваться на улицах города, частенько привлекает к себе внимание окружающих. Однажды американцы предложили ему даже запись в хорошей студии. Но из-за весеннего обострения болезни сотрудничество не состоялось. А вот Петюня, мужичок с неопределенным возрастом, развлекает всех с помощью пионерского галстука, пилотки и песни "Взвейтесь кострами, синие ночи". Привлекая в основном лишь патриотически настроенных граждан Самары и пенсионеров. У которых при напеве подобных песен наворачиваются на глаза слезы, и сразу вспоминается счастливое детство, о благополучии которого всегда неусыпно думал товарищ Сталин. Людей, веселящих своей дурью народ и зарабатывающих этим на хлеб, то бишь юродивых, в нашем городе не так уж и много. Многие  из выше перечисленных являются больными людьми и состоят на учёте в психоневрологическом диспансере. Но не все. Для многих, по словам бывшей балерины Ольги, маска юрода является очень выгодной в нынешние времена. Она считала, что юроду и прожить легче. Его и накормят, и напоят, и похвалят, и обуют. И проводят с почестями. А где ей, лишённой, всё это найти?

Алексей Семёнов© 2011-2019