Игорь Ясулович
Игорь Ясулович

Лицо этого актёра знакомо очень многим любителям кино. Удивительного в этом ничего нет. В своей жизни Игорю Ясуловичу посчастливилось быть причастным к съемкам фильмов, которые на сегодня составляют золотой фонд нашего кинематографа. Достаточно вспомнить «Девять дней одного года», «Приключения Кроша», «Время, вперёд!», «Айболита-66», «Бриллиантовую руку», «Не может быть!», «Того самого Мюнхгаузена», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Золотого телёнка», «12 стульев», «Бег», «Гардемарины, вперед!».

Наверное, неспроста столичные критики и киноведы окрестили Игоря Николаевича «российским королём эпизода». И на самом деле - Ясуловичу не всегда предлагали главные роли. Но не каждому актеру дано за несколько отпущенных мгновений создать и донести до зрителя образ своего героя.

Наша встреча с Игорем Ясуловичем состоялась в Москве, в неформальной и далеко не королевской обстановке - в скверике на Чистых прудах.

- Игорь Николаевич, это правда, что вы родились неподалёку от Самары?

- Да. Я родился в селе Рейнсфельд, что неподалеку от райцентра Кошки. Сейчас это село называется Залесье. В этом селе жили в основном немцы-переселенцы. Мои родители, когда началась война, были эвакуированы в этот населенный пункт. И в сентябре 1941 года в этом местечке появился на свет я. Буквально в годовалом возрасте я с родителями покинул это село. Отец мой был морским офицером, потому и весь наш маршрут проходил вдоль морей и рек. Поти, Измаил, Румыния... Признаюсь, у меня до сих пор есть неосуществимая мечта. Я никак не попаду в те места, где я родился. В Самаре мне пришлось бывать на гастролях. Это очень славный и симпатичный город. К тому же по-настоящему театральный. Публика здесь особенная. Здесь много тонких ценителей искусства. Мне было приятно во время игры на сцене почувствовать дыхание зрительного зала. Такое бывает не всегда.

- Вся ваша родня была разбросана по стране?

- Да. Кто жил в Ленинграде, кто в Москве. Бабушка - в Белоруссии, откуда родом и мой отец. К сожалению, я не знаю происхождения своей фамилии. Ведь мы жили в такое время, когда увлечение генеалогией не очень-то поощрялось.

- Вместе с отцом вам приходилось много путешествовать. Кем же вы себя ощущаете? Москвичом?

- С этим вопросом очень трудно определиться. Большая часть моей жизни прошла в Москве. Сорок лет, которые я здесь прожил, сильно привязали меня к этому городу. Скорее всего, я москвич.

- Когда вы впервые поняли, что самовыражение в творчестве доставляет вам удовольствие?

- Это было в детстве. В свое время наша семья жила в Таллинне. И когда я заканчивал учебу в школе, поступил в местный драмкружок. Им руководил бывший артист Мариинского театра Иван Данилович Рассомахин. Уровень обучения актерскому мастерству здесь был очень высок. Достаточно сказать, что 18 человек из числа кружковцев стали профессиональными артистами. Среди них кроме меня были Лариса Лужина, Владимир Коренев, Виталий Коняев. Поэтому после окончания школы я недолго думал, куда поступать. Поехал, естественно, в Москву. Попытать счастья. Долго кочевал по московским театральным вузам и в конце концов оказался во ВГИКе.

- Это было везением?

- Безусловно. Больше того, я счастлив, что попал именно во ВГИК. Учиться у Михаила Ильича Ромма - большое везение. Это великолепный режиссер, замечательный человек. Вообще, я вам скажу, мне везло на талантливых людей. А какие у меня были партнеры... Эраст Павлович Гарин, Сергей Александрович Мартинсон. Я несу память об этих мастерах. Эти замечательные актеры очень многому меня научили. Многие из тех, с кем мне пришлось встретиться на актерском пути, работали в свое время и с Мейерхольдом, и с Таировым. Это были люди большой культуры, которых сейчас почти не осталось...

- За годы своего актерства вы много снимались в кино, играли на сцене. Что же вам самому ближе - театр или кино?

- Я выпускник института кинематографии, и это отчасти уже ответ на ваш вопрос. Но мы много чему научились. Великий Румнев преподавал у нас пантомиму. И настолько нас она захватила, что вскоре мы организовали театр пантомимы. Он просуществовал два года, после чего нас перевели в Театр киноактера. Я много работал в этом театре. Это была рутинная работа. Приходилось делать вещи, которые я не всегда хотел делать. Но я был обязан их исполнять. Обязательства есть во всех театрах. Конечно, рано или поздно наступает момент, когда ты уже сам можешь выбирать. И вот сейчас я работаю в Московском театре юного зрителя. Приглашение работать в ТЮЗе я принял сразу. Причем с очень большой радостью.

- Как, по-вашему, почему говорят: «служу в театре» и - «работаю в кино»?

- Очень сложный вопрос. Я даже не знаю, что вам на него ответить. Может, потому, что традиции в кинематографе не такие глубокие и давние, как в театре. Может, оттого, что «служенье муз не терпит суеты». Не знаю. Над этим вопросом стоит поразмышлять.

- Кто вы по складу ума и характера - сухой аналитик, эмоциональный фаталист, меланхолик?

- Об этом надо спросить окружающих меня людей. Хотя я не сторонник таких оценок. Когда я был молодым, наши комсорги устраивали такие вечеринки, где все говорили друг о друге правду. В глаза. Мне это очень не нравилось. Они думали, что обладают правом кого-то судить. Вообще, я человек достаточно спокойный. К этому меня обязывает мой знак. Я родился под знаком Весов.

- Вам льстит, когда вас называют королем эпизода?

- Может быть. Но я уже сказал, что редко от чего в своей творческой жизни мне приходилось отказываться. Очень часто меня сковывали обязательства. Вообще, раз говорят... В нашем мире все знают, кто и чего стоит. Понятие «гамбургского счёта» всем актерам хорошо известно. Такая вот карта выпала мне. Я знал талантливейших актеров, которые так и не прославились, хотя вполне заслуживали славы. У меня тоже были какие-то надежды. Я предполагал, что именно так может сложиться моя судьба.

- Вы ответственный человек?

- Не знаю. Для меня существует понятие слова. Чем скорее люди научатся держать свое слово, тем скорее наладится наша жизнь.

- Сегодня вы увлечены педагогической деятельностью...

- Да. Я преподаю в РАТИ, бывшем ГИТИСе. Уже шесть лет я тружусь в этих стенах. До этого мне приходилось преподавать и во ВГИКе, и в эстрадно-цирковом училище. Вообще, постучав по дереву, я могу сказать, что на отсутствие работы мне никогда не приходилось жаловаться.

- Вы, как и любой актер, наверное, суеверны?

- Да. В жизни любого человека есть что-то мистическое. Я, мальчик из провинции, попал на курс к Михаилу Ильичу Ромму. А ведь мог бы вообще не поступить. И не стать актером. Бесспорно, если я уронил тетрадку с ролью на пол, я обязательно сяду на нее. Проще принести эту жертву «предрассудку», чем искушать судьбу. К тому же, все актеры - люди с хорошо развитой интуицией. Поэтому им дано многое предчувствовать.

- Много в вашей жизни накопилось неосуществленных желаний?

- Как и у любого человека. Достаточно. Я всегда жалел о том, что у меня всего один ребенок.

- Сколько лет вашему сыну?

- 33 года. По профессии он тоже актер. В свое время закончил Щукинское училище. Довольно-таки неплохо сыграл несколько киноролей. Но сегодня он занимается рекламным бизнесом, связанным с кинопроизводством. В принципе, это тоже творчество. По рекламному делу он стажировался аж в Англии. По-моему, неплохо справляется со своей работой. Он женат. Моей внучке уже 7 лет.

- Как она реагирует, когда видит на экране папу или дедушку?

Игорь Ясулович

- Совершенно спокойно. Она уже давно привыкла к этому. Вообще, у нас творческая семья. Живем мы вместе с сыном. Моя жена - искусствовед. Она занималась живописью, историей театральной декорации.

- Это правда, что актеры мало читают?

- За всех говорить не буду. Но я, к сожалению, читаю немного. Все мое чтение связано с работой. Отвлеченную литературу я очень редко читаю. Нет времени. Хотя безумно люблю Шекспира, Островского и Мольера. Каждый раз, когда начинаю читать их произведения, не могу оторваться.

- Вы жалуетесь на отсутствие времени. А почему не водите машину?

- От машины мне пришлось отказаться несколько лет назад. Хотя мой шоферский стаж - четверть века. Но в последние годы по Москве невозможно передвигаться на автотранспорте. Круг моих интересов тесно связан с центральной частью Москвы, а здесь в дневное время такие пробки! Поэтому в целях экономии свободного времени я предпочитаю метро.

- Над чем сейчас работаете?

В октябре в московском ТЮЗе состоится премьера «Черного монаха» (по рассказу А.П. Чехова. - Прим. авт.), где я занят. Спектакль поставил талантливейший режиссер К. Гинкас. В спектакле кроме меня заняты С.Маковецкий, В.Кашпур и В.Верберг. В Украинском народном центре Валерий Фокин репетирует «Старосветских помещиков». Здесь я играю вместе с талантливейшими актерами Лией Ахеджаковой и Богданом Ступкой. С кино у меня сейчас «романа» не получается. Мне предложили несколько ролей, но, прочитав сценарии, я отказался от участия в съемках этих фильмов.

- Ваше отношение к сегодняшней масс-культуре?

- Отвратительное. Эти бешеные ритмы. Во всем этом нет никакого творчества. Сплошное однообразие. Я думаю, эта пена скоро сойдёт, а все талантливое воспрянет и начнет дарить радость людям.

- Игорь Николаевич, что бы вы хотели пожелать читателям нашего журнала, вашим землякам, в это немного однообразное время?

- Никогда не впадайте в уныние. Не теряйте надежды. Все скоро наладится. А еще я хочу вам пожелать, чтобы в Самаре театральная жизнь била ключом. А власти хотелось бы попросить, чтобы они помогали театрам. И не забывали, что культура - это начало всех начал.

- Спасибо. До новых ролей!

1999 г.

Алексей Семёнов© 2011-2019