Много-много лет назад руководитель московского театра «Современник» - так в 1958 году стала называться организованная Ефремовым за год до того «Студия молодых актёров» - подчеркивал, что главная задача его коллектива - непременно «обращаться к животрепещущим проблемам эпохи, говорить со сцены о современных чаяниях». На подмостках «Современника» и в стенах МХАТа (куда он, некогда выпускник его школы-студии, вернулся в 1970 году уже в качестве главного режиссёра), в своих актёрских работах и в режиссёрском творчестве Ефремов был и остаётся всегда верен этому принципу.
С его именем, с именем его первого и главнейшего детища - «Современника» связано то вечно обновляющееся, нестареющее начало в искусстве театра, которое, даже уходя в историю, сохраняет свою молодость. Это тем более важно, что Ефремов в известном смысле олицетворяет неуспокоенность, неудовлетворённость и как режиссёр, и как артист, и как театральный организатор. Он принадлежит к тем людям, которые объединяют в себе самые различные способности и дарования, умея подчинить их главному в своей жизни.
Олег Ефремов стремится развивать ту художественную традицию, у истоков которой стояли основатели МХАТа К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Гражданственное этическое начало художественного творчества для Ефремова всегда было наиглавнейшим - на нём строилась эстетика его театра, отличавшаяся естественностью, непосредственностью в восприятии жизни, верностью правде реальности. Лучшие его актёрские работы выражали его режиссёрские принципы, которые, в свою очередь, определялись его жизненной позицией.
По природе своего дарования Ефремов был, да и остается лидером театрального движения. Он никогда не ставил спектакли «на себя», но само его присутствие на сцене становилось фактом художественно значимым, организовывало спектакль, выявляло идейную устремлённость постановки.
Сегодня народный артист СССР в непростое для себя время решил ответить на вопросы корреспондента нашего журнала.
Олег Николаевич, может быть, это не очень тактично, но хотелось бы сразу внести ясность: в прессе сообщили, что вы тяжело больны...
Я всегда жил бурной жизнью. Много работал, хорошо отдыхал. Любил выпить, покурить. Видимо, поэтому эмфизема легких не обошла меня стороной. Это расплата за неправильный образ жизни.
Скажите, сейчас, когда в СМИ сообщили, что вы по 15 часов в сутки проводите с кислородной маской, вы продолжаете курить?
Да. Но не так много, как прежде. Я ведь курю уже, наверное, около 60 лет. «Дымил» всегда очень сильно. Сейчас в нашей стране очень много рекламируют сигареты. И это в тот момент, когда вся общественность Европы борется с этим явлением. На Западе вы нигде не увидите рекламы сигарет: ни на улице, ни по телевизору, ни в журналах. С этим нужно кончать. Известный киноактер Юл Бриннер, который в свое время рекламировал «Marlboro», за несколько месяцев до смерти выступил по национальному телевидению и призвал всех бросить курить. Он курил много лет и заработал себе рак легких. Курение - это не меньшее зло для человека, чем алкоголь, СПИД и чума.
Наверное, сигарета для вас неотъемлемая часть рабочего процесса?
Да. Когда репетируешь, то не замечаешь, что уже нет одной пачки. Открываешь другую - и так всю ночь.
А что, часто приходилось ночевать в театре?
Очень часто. Первые годы так я вообще там жил. Многие оставались, но я всегда был против ночных репетиций с пожилыми актерами. Все-таки возраст.
Вы сказали, что всегда вели активную жизнь. Это как-то мешало работе в театре?
Никогда. Для меня главным всегда было дело - моя работа. Сейчас, когда я плохо себя чувствую, я решил уйти из МХАТа, но они меня удержали. В театре мне сказали: «Важно, что вы все-таки здесь».
Сейчас у вас есть время о многом подумать - вспоминаете ли вы ту давнюю скандальную историю с разделом МХАТа на мужской и женский, ефремовский и доронинский?
Да не было никакого скандала. Просто кто-то в свое время решил «раскрутить» эту ситуацию. Я очень хорошо отношусь к Татьяне Дорониной. Поговаривали, что мы и дрались даже. Это неправда. При встрече мы всегда здороваемся и разговариваем.
Одна из последних ваших постановок - «Три сестры» Чехова - стала самой последней для актрисы Елены Майоровой...
Я не понимаю, почему произошло это самоубийство. Анализировать и говорить на эту тему мне сейчас очень тяжело.
Если вдруг вы надумаете оставить театр, кого бы вы хотели видеть своим преемником?
Не знаю. Может быть, Табакова. Талант, имя, авторитет, хороший руководитель. Хотя, может быть, я еще что-то успею выпустить.
Вы сейчас одиноки?
Не знаю. Но живу я один. Редко общаюсь и с детьми, и с внуками. Раньше много работал, сейчас много болею. У меня много было хороших знакомых. Есть они и сейчас. Я общаюсь с Михаилом Горбачёвым, с Тимой Гайдаром, со многими другими товарищами.
А среди коллег были близкие друзья?
Сложный вопрос. Не все умеют дружить, особенно в театре.
Олег Николаевич, это правда, что ваши корни уходят в Самару?
Да. Мои бабушка и дедушка жили на улице Красноармейской. Я помню, как я маленьким мальчиком сидел в этом домике и любил смотреть в окошко, разглядывать прохожих. Я до сих пор хорошо помню свою бабушку Евдокию Степановну. Потом она умерла, а дед переехал к нам в Москву. Помню, что зимой я любил бегать на берег Волги и любоваться зимними пейзажами. К сожалению, я редко бывал в течение последующей жизни в Самаре. Последний раз был у вас в 1995 году на гастролях с театром. А лет 15 назад я около драматического театра посадил деревце. Женя Евстигнеев тоже посадил дерево, но говорят, что оно погибло. Вот бы посмотреть на то деревце и заснять этот момент на пленку.
2000 г.